РоллоПандус

Статьи о решении проблем инвалидов

Главная
Как это работает
Новости
Типы
Размеры
Аксессуары
Применение
Рекомендации
Скачать
Документы и Нормативы

Санкт-Петербург
Тел.: (812) 329-12-87


rollopandus@gmail.com

 

Сентябрь 2013 - готовы ли школы к встрече детей-инвалидов?

Как-то одним июньским утром, по дороге на работу, привычно пролистывал газету «Метро». На глаза мне попалась заметка Елены Колядиной «Дайте школе здорового инвалида» о планируемом с 1 сентября 2013 года нововведении в средней школе. Саму заметку привожу ниже, возможно и Вам она покажется интересной.

Готовы ли мы …

Вообще сама тема и непосредственная постановка вопроса крайне непростая. «Рубить с плеча» здесь, конечно же, нельзя, иначе получится как в известном высказывании Черномырдина: хотели, как лучше, а получилось, как всегда! К сожалению, государственную машину видимо уже не остановить, она целенаправленно добьется своего, невзирая на «побочные эффекты». В данной ситуации нужно всем миром подумать, как из этого, изначально благого дела, получить максимальный положительный эффект, причем для всех участников процесса.

Установка пандуса в одной из школ Нефтеюганска
Пример установки пандуса в одной из школ Нефтеюганска, вечная мерзлота, между прочим (подробнее в этом городе можно проконсультироваться здесь ...)

Вопрос серьезный и касается нас всех. Даже если Вы не работаете в школе, даже если у Вас нет детей-инвалидов, или Ваши дети уже давно переступили порог школы и отправились во взрослую жизнь. Но ведь у вас появятся внуки и эта проблема все равно Вас рано или поздно коснется.

На мой взгляд, нельзя «стричь под одну гребенку» всех детей, имеющих проблемы со здоровьем. У меня есть два личных наглядных примера, среди моих знакомых. Один мальчик десяти лет, диагноз до конца не поставлен (либо его мне не озвучили), но визуально связан с аутизмом. Приезжая иногда к ним в гости, я вижу, сколько усилий затрачивают мать и бабушка, чтобы успокоить его, вывести погулять или наоборот – вернуться с прогулки. При этом, несмотря на отклонения в умственном развитии (мальчик до сих пор практически не разговаривает), он достаточно силен физически и бабушке стоит огромных трудов, чтобы подчас успокоить внука. Как это будет выглядеть еще лет через пять мне даже трудно представить.

Ну вот кто в нашей обычной школе, где в классах по 25-30 человек, будет заниматься вот таким упрямым и не в меру активным ребенком? Такими детьми, конечно же, должны заниматься профессионалы, обладающие психологическими навыками, над которыми не висит «меч» строгой необходимости соблюдения темпов школьной программы. Конечно же, закрывать подобные специализированные школы нельзя, здесь я полностью согласен с Еленой Колядиной.

Роллопандус, установленный внутри школы
Пример установки роллопандуса, но уже внутри школы - как видим, проблема неприступных ступеней также решена.

Проблема в нашей стране еще и в том, что мы сначала что-то закрываем, специалистов разгоняем, а потом, поняв, что это ошибка, пытаемся вновь восстановить эти заведения. Но специалистов так быстро уже невозможно будет найти. Они были вынуждены переквалифицироваться и начать новую жизнь. Это не утрированная ситуация, подобное я лично наблюдал в жизни и уже не раз. Последняя наглядная ситуация, близкая мне, как отставному военному – реформа армии. Сначала оперативно сократили офицеров, часто не считаясь с судьбами людей, а сейчас, после смены министра, одумались и пытаются призвать уволенных ранее специалистов. Как бы у нас не получилась аналогичной ситуация с педагогами коррекционных школ.

Есть второй пример судьбы ребенка. У знакомых наших приятелей есть дочка, примерно того же возраста. У нее с детства проблемы с ногами (детали я не выяснял). Видели мы ее только однажды, но этой единственной встречи было достаточно, чтобы понять всю тягу к жизни, которая есть в этой девочке. Благодаря родителям она не уступает сверстникам в развитии и образовании. Конечно, ее немного пугает «мир ходячих людей», но она хотела бы жить в нем на равных.

Конечно же, для таких людей можно и нужно создавать возможности учиться в обычных школах, общаясь со здоровыми сверстниками. Это позволит преодолеть страх в детской головушке перед незнакомым миром обычных людей. С другой стороны, у других детей не будет растерянности при виде человека в инвалидной коляске. В этом случае, в иной ситуации, они с большей вероятностью вызовутся помочь такому человеку преодолеть препятствие или просто помочь советом.

Пандус в начальной школе в том же регионе Сибири
Пандус у входа в начальную школу этого же города на Севере Сибири.

Полагаю, что если в классе Вашего ребенка появится такой ученик, то это не вызовет у Вас опасения и раздражения, в отличие от первого случая.

Техническая готовность общеобразовательных школ.

Впрочем, для нормальной социальной адаптации детей в инвалидных колясках необходимо создать безбарьерную среду в самих наших школах, а это, подчас, и дорого, и сложно.

Ведь проблемы начнутся у самого порога школы, где параллельно со ступеньками крыльца необходимо будет создать удобный пандус для въезда детей на колясках. Как инженер скажу, что дело это подчас далеко не простое, ведь конструкция пандуса должна вписываться в отведенные габариты здания и окружающего пространства. Он должен быть безопасным, всепогодным и т.д.

Более сложная конструкция пандуса на вечной мерзлоте
Более сложная (угловая с площадкой) конструкция пандуса у входа в школу - прекрасно работает даже в лютые морозы, присущие Северу Сибири и Дальнего Востока (г. Нефтеюганск).

Мы уже не говорим об особых регионах, в частности, вечной мерзлоты. Мне приходилось бывать на севере Сибири и Дальнего Востока. Поверьте, там существуют проблемы, которые строителям из европейских мегаполисов даже не снились. Тот, кто хоть раз на даче заливал фундамент, тот, скорее всего, знаком с терминами «глубина промерзания грунта», «зимнее пучение грунтов» и т.д. Так вот, в средней полосе эти термины обозначают, так сказать «цветочки», а вот «ягодки» проявляются как раз в регионах с вечной мерзлотой.

Тем не менее, безвыходных ситуаций не бывает. Даже для таких северных районов, как Норильск, п-ов Таймыр или Якутия можно найти инженерное решение по установке пандусов в школах и других объектах социальной инфраструктуры. Конечно, это должны быть легкие и надежные металлические конструкции, не требующие фундамента, например, роллопандусы (подробнее, например, здесь ..).

Пандус перед школой в Якутии
Еще один пример короткого пандуса у входа в школу (регион Якутии).

Хорошо, мы попали в здание школы, но ведь и дальше нас ждут препятствия и проблемы. Мы пока не говорим о специальных туалетах для детей-инвалидов, но эта проблема решена даже в вагонах современных поездов, что уже отрадно. Препятствием для ребенка могут стать пороги между классами и коридором. К сожалению не везде их можно убрать, т.к. часто они несут инженерную нагрузку. Но это не проблема – для преодоления и таких препятствий нам помогут роллопандусы.

Более сложной проблемой становятся межэтажные лестничные марши. Угол наклона лестниц не позволяет безопасно подняться или спуститься ребенку, даже с посторонней помощью. Необходимо, либо устанавливать лифты, что достаточно затратно, либо создавать новые более пологие лестничные переходы, дополняя их стационарными или мобильными пандусами. Здесь многое зависит от особенностей конкретного проекта здания той или иной школы.

Более длинный роллопандус
Существенно более протяженный роллопандус возле одной из школ этого города на вечной мерзлоте Сибири - обратите внимание на промежуточную площадку в середине.

Таким образом, ситуация конечно не является простой, но при наличии доброй воли и достаточного желания на местах ее можно успешно решить (примеры решения в других сферах, приведены тут ...).

Подводя итог, скажем, что с одной стороны у нового Федерального закона «Об образовании» найдется множество противников и критиков. А с другой, понятно, что он в той или иной мере все равно будет внедрен в жизнь. И в этой ситуации сохраняется надежда на мудрость, профессионализм и опыт директоров российских школ, чтобы эти новшества создали минимальные проблемы для наших детей, не важно, ходят ли они на своих ногах, или прикованы к инвалидному креслу.

Ведь не зря говорится, что в отношении к инвалидам проявляется цивилизованность общества.

P.S. В заключении, как и обещал, привожу скан статьи Елены Колядиной «Дайте школе здорового инвалида» из газеты "Метро" от 23 июня этого года.

Статья из газеты "Метро"

Сергей Поляков

Вернуться в каталог статей

О других путях решения проблем инвалидов на колясках можно прочесть в следующей статье ...

® РоллоПандус, 2013. Тел.: (812) 329-12-87, rollopandus@gmail.com

РоллоПандус (Ролл Пандус) - универсальный пандус для инвалидов. Мы предлагаем вам высококачественные пандусы для
инвалидных колясок
. Ролло Пандус- уникальный мобильный пандус, позволяющий облегчить доступ к любым объектам лицам с ограниченными возможностями передвижения. Широкое индустриальное применение находят автомобильные пандусы - пандус для погрузки на автомашины и катера.
Складной телескопический пандус для транспортировки грузов очень удобен и надежен. Ролл-Пандус поможет вам в любых ситуациях!